Алекберов: «Важно построить качественную и хорошую игру, чтобы попасть в Суперлигу», Главный тренер липчан – о победе в Кубке над «Тюменью», самом эмоциональном матче в тренерской карьере, лозунге команды и желании вывести ЛКС в Суперлигу., БЕТСИТИ Суперлига по футзалу. Официальный сайт
Новость
26.10.2022
Алекберов: «Важно построить качественную и хорошую игру, чтобы попасть в Суперлигу»
26.10.2022
Алекберов: «Важно построить качественную и хорошую игру, чтобы попасть в Суперлигу»
Липецкий ЛКС в 1/8 финала Спортмастер PRO - Кубка России сенсационно дважды обыграл «Тюмень» и вышел в четвертьфинал турнира. Так команда Темура Алекберова стала первой командой в текущем сезоне из Высшей лиги, прошедшей дальше по сетке Кубка.
Одними их самых запоминающихся моментов этого двухматчевого противостояния стали: самоотверженность футболистов ЛКС, их рвение к победе, тактическая гибкость тренера липчан и невероятная поддержка трибун. Такой игрой ЛКС ещё раз доказал, что уже совсем скоро его стоит ждать в Суперлиге.
Корреспондент портала Суперлиги РФС по мини-футболу пообщался с главным тренером липецкого коллектива Темуром Алекберовым — о подготовке к встречам с «Тюменью», эмоциях после выхода в 1/4 Кубка, самом запоминающемся матче в карьере тренера, главных козырях команды, обращении к фанатам, поддержке трибун, лозунге «Вера, сила и победа», а также желании вывести ЛКС в Суперлигу.
— Темур, первое, что хотелось у вас спросить, какие эмоции остались после такого двухматчевого противостояния и победы над «Тюменью» в Кубке?
— После первой встречи я был эмоционально выхолощен, ведь мы очень серьёзно готовились к этим матчам. Перед сезоном нам было важно, чтобы в Липецк приехала команда Суперлиги. Хотелось посмотреть, как мы будем играть на фоне команды из десятки лучших. По итогу двух противостояний с «Тюменью» в Кубке осталась большая психологическая усталость, но из-за положительного результата радостные эмоции всё же превалировали. Зная, какие перед нами стоят цели и задачи, мы уже в начале сезона играли против команд Суперлиги контрольные встречи. Ещё раз отмечу, что выход в 1/4 Кубка и победы над «Тюменью» стали значимым событием для нашего города.
— Это были самые эмоциональные матчи за время пока вы находитесь у руля ЛКС?
— Наверное, нет, всё-таки прошлогодний финал Высшей лиги против КПРФ-2 оставил больший отпечаток (ЛКС уступил в двух матчах со счётом 1:2 и 1:2 и занял второе место по итогам турнира — прим. ред). Желание и возможность бороться за золотые медали Высшей лиги стали верхом эмоций и моей работы в команде.
Победы над «Тюменью» в Кубке я бы поставил на второе место по значимости. Обстановка была очень похожей на решающие матчи и финал против КПРФ-2. Тогда и сейчас огромное количество болельщиков приходили, кричали, поддерживали и заряжали всех энергией. Разница лишь в том, что в финале с КПРФ-2 на кону стояло нечто большее.
— А какой матч запомнился больше всего за вашу тренерскую карьеру?
— Можно выделить то, что с тобой случается впервые. Одним из самых эмоциональных моментов стало шестое место в первый год моей работы с «Тюменью» (сезон 2006/07 — прим. ред.). Мы начинали, как худшая команда, но в итоге смогли забраться в шестёрку. Это была большая радость, но всё-таки на первое место я бы поставил первые медали, выигранные с «Сибиряком». Тогда в сезоне 2010/2011 мы только второй год, как вышли в Суперлигу и сразу завоевали бронзу.
Запоминаются медали и кубок, то, что ты можешь увидеть и подержать в руке. Я прекрасно помню ту великолепную атмосферу. На трибунах царил опьянённый восторг. Никто не ожидал, что на второй год участия в Суперлиге мы сможем выиграть бронзу. В следующем сезоне команда смогла стать второй, но это уже было не то, ведь мы проиграли борьбу за первое место. Радость же от бронзы стала самой незабываемой. В те времена болельщиков пришло очень много: они выбегали на площадку, радовались и поздравляли нас. В Новосибирске умеют поддерживать свою команду.
— Важнее победить в матче за третье место или завоевать серебряные награды?
— Всё зависит от ситуации и обстоятельств. Если ты берёшь сильную команду и выигрываешь серебро, то это одно, а если у тебя не очень крепкий коллектив по сравнению с другими, и ты забираешься в тройку, то это уже второе. Нет однозначного ответа. Мы все люди и живём эмоциями. Трудно проиграть и радоваться. Если сесть и разобраться, то понятно, что серебро бьёт бронзу, но только это осознание придёт не сразу, а через какое-то время. Если ориентироваться на эмоции после матча, то здесь, конечно, третье место в разы лучше. Однако если мыслить объективно уже после всех матчей и эмоций, то второе место важнее, ведь ты понимаешь, что был в шаге от золота, а не в двух шагах.
— Какие болевые точки «Тюмени» вы, как специалист и тренер, нашли у соперника ещё перед первым противостоянием?
— Мы прекрасно понимали, что у «Тюмени» — молодые вратари. Несколько ведущих футболистов — травмированы. Поэтому мы скрупулёзно разбирали «Тюмень». Всю последнюю неделю готовились к этим кубковым встречам. На тренировках отрабатывали одной командной, как будет действовать «Тюмень», а второй, как нужно будет противостоять этому.
Мы досконально всё разобрали, чтобы ребята знали, какие ситуации могут произойти и как из них нужно выходить. Дальше ещё сыграл нам в плюс эмоциональный фон от болельщиков и желание самих ребят показать себя против команды Суперлиги. В совокупности всё это помогало сохранить дисциплину и интенсивность в игре. Все тактические моменты, повторюсь, мы разобрали ещё до начала встречи.
— Можно ли в мини-футболе отработать и наиграть абсолютно все возможные действия и комбинации в команде, чтобы она работала, как механизм и была готова к любой ситуации?
— Подобного не может быть. Бывает, ты готовишься к матчу, разбираешь встречи соперника, а потом выходишь и видишь, что он играет по-другому. Есть вещи, которые оппонент вряд ли поменяет, а есть те, что можно скорректировать. На сто процентов невозможно подготовиться и всё предсказать. Мы за это и любим мини-футболу, он всегда непредсказуем. Нет двух одинаковых эпизодов, чтобы ты не приготовил, всегда может произойти что-то неожиданное. Для меня главный интерес в спаренных матчах — тактическое противостояние тренеров после первой игры и перед второй: кто сможет больше удивить друг друга в следующем матче, но никто никогда не скажет, что команда на сто процентов готова. Есть вещи, которые невозможно предугадать.
Иногда, конечно, чувствуется сыгранность команды во всём, но после уже определённого срока работы в ней. У меня так было после трёх лет работы в одном клубе. Я понимал, какие процессы происходят в команде, что нужно добавить или убрать. Даже когда меняются футболисты, ты можешь предугадать, как это повлияет на игру. По-настоящему, чтобы команда стала тренерской, нужен не год. Только за счёт укрепления коллектива, небольшого изменения костяка, через года два работы, можно быть уверенным и то не на сто процентов, как будет складываться игра. Для меня команда — живой организм: сегодня всё в порядке, завтра абсолютно по-другому. Невозможно предугадать всё, но чем лучше ты провёл свою работу, чем лучше подготовился сам и подготовил ребят, тем больше ты увеличиваешь шансы на положительный исход. Но ещё раз повторюсь — на сто процентов сделать невозможно.
— Главным козырем ЛКС перед матчами были домашние трибуны?
— Этот факт не может быть главным козырем команды. Если она не играет, не держит уровень, не даёт интенсивности и не подготовлена, то домашние трибуны не выиграют за неё. Болельщики живут происходящим. Если они видят, что ты предан делу и отдаёшь всего себя на паркете, то помогают тебе, но если замечают, что у тебя не держится мяч и ты ничего не можешь сделать, то и они не помогут. Конечно, болельщики — большая помощь, но основное — это футболисты с их тактической выучкой, техническим мастерством, пониманием, как они должны действовать в той или иной ситуации. Всё решается дисциплиной и в определённый момент системностью в игре. Нужно понимать, где можно рисковать, а где — нет. Очень много разных деталей, которые футболисты должны учитывать. Уже в совокупности с этим поддержка болельщиков имеет силу. Бывает, приходят люди болеть, но видят, что команда не держит уровень, и они просто не могут её поддерживать. Они болеют, когда видят, что команда играет.
— Мы видели ваше обращение к фанатам ЛКС, как вы приглашали всех прийти на матч. Это очень здорово, не каждый тренер записывает подобные ролики. Насколько для команды важна такая эмоциональная подпитка?
— Очень важна. В прошлом году во время чемпионата у нас не собирались полные трибуны. Только в плей-офф начали приходить болельщики. Потом они собрались и поехали в Москву на финал. Это была очень шумная и отличная поддержка. Я ощущал это ещё, когда работал с «Сибиряком», где в зале болельщики устраивали настоящий перфоманс и делали за меня всю работу по мотивации команды. У ребят в эти моменты «горели» глаза. Иногда даже приходилось их немного успокаивать и направлять в правильное русло (улыбается).
В ЛКС крайне важна эмоциональная поддержка трибун. Все родные и близкие, кто приходят на матч, очень помогают нашим ребятам. Это и большая помощь в эмоциональном плане для тренера. Поэтому я и записывал видеообращение, понимая, что при равных условиях, именно фактор наших трибун может сыграть решающую роль. Иногда нужно понимать, почему мяч часто попадает в штангу. Наверное, потому что на трибунах сидят много людей, которые переживают за команду всей душой, тем самым закрывая эти ворота. Если бы не было болельщиков, то может мяч и не попадал бы в каркас, а летел в сетку. Когда я записывал обращение, мне очень хотелось, чтобы все болельщики пришли и оценили нашу игру. Если бы заслуживали, то пусть они нас бы критиковали, ведь мы стараемся быть на связи со своими фанатами. Мы хотим быть вместе с ними, чтобы они нами гордились.
— В какой момент в первом матче команда почувствовала, что можно играть и побеждать «Тюмень»?
— На мой взгляд, после первого тайма, когда мы договорились, что не будем обсуждать моменты, где нам не засчитали гол и так далее. Мы решили, что будем делать. Ещё до матча каждый верил, что нам по силам обыграть «Тюмень». Я никого не хотел пугать целями, что нам нужно выйти в следующий этап, а ставил небольшие задачи. Например, в первом тайме забить и не проиграть этот игровой отрезок. В итоге, мы эту мини-задачу выполнили. Дальше это давало возможность игрокам почувствовать, что мы можем оставить матч за собой.
— Игра на контратаках во втором противостоянии была планом уже заготовленным?
— Сконцентрированной игры на контратаках не было. Мы понимали, если низко садимся к воротам, то у «Тюмени» есть футболисты, которые могут хорошо пробить, и нам нельзя этого допустить. Контратаки — это определённая модель игры на столба. Она подразумевает, что ты будешь их получать. Мы тоже эти вещи учитывали и старались грамотно сыграть. Если обратить внимание на матч, то, когда соперник делал передачу на столба, мы быстро сжимались, отнимали мяч и убегали в контратаку. Я с командой разбирал эти эпизоды ещё до начала встречи. Несколько мячей, забитых благодаря контратакам, связаны с этим. Специально задачу играть от обороны с быстрыми выпадами вперёд мы не ставили. Ребята действовали по ситуации: где надо рисковали, а где необходимо действовали надёжно. Какой-то задачи сохранять или удерживать счёт от меня не исходило.
— Удаление Ивана Милованова на второй минуте у «Тюмени» сильно облегчило игру ЛКС?
— Наверное, это часть футбола. Было бы глупо сказать, что не облегчило (улыбается). Произошёл такой вот эпизод, и мы постарались его использовать. Если бы не было удаления, то мы бы продолжили играть по ситуации, которая была складывалась по ходу матча.
— В послематчевом интервью вы говорили, что где-то повезло во второй встрече, но везение тоже нужно заслужить? Благодаря чему заслуживается везение?
— Когда ты по-настоящему готовился к игре: думал, волновался, изучал соперника, учил стандарты (по отношению к игроку), вникал во всё, что говорили на установке и внутренне желал отдать всё для победы. Вы в игре видели, что когда под мяч катились двое ребят, чтобы заблокировать удар, то он попадал в штангу. В других эпизодах, где били из-под игрока, но все стояли на ногах, мяч почему-то попадал в ворота. Этот пример может характеризовать то, о чём я говорил.
Если люди готовы отдать многое, чтобы выиграть матч, то и мяч часто попадёт в каркас. Мы тоже не можем сказать, что идеальны. Случаются, конечно, плохие матчи, где мы не заслуживаем победы. Рассуждать, что где-то в прошедших играх удача была на нашей стороне — сложно. В некоторых моментах нам приходилось 30 минут действовать четыре на пять. Мы не жалуемся — это часть футбола. В какой-то момент нам повезло, но мы завоевали это право своей игрой. Я много раз с этим сталкивался. Бывало, создашь два момента и выиграешь 2:1. Всё, потому что ты готов очень многое отдать для победы. Иногда бывает наоборот: создашь 15 моментов и проиграешь 1:2, но за это мы и любим футбол.
— Что вы всегда говорите ребятам перед каждым матчем? Какое главное правило Темура Алекберова, как тренера?
— У нас в клубе «Дина» был лозунг: «Вера, сила и победа». Есть вещи, которые можно охарактеризовать этими словами. Главное верить в себя, партнёра. Верить в то, что делаешь. Нужно быть очень сильными физически и морально. Можно уступить и сломаться, а можно проиграть и стать ещё сильнее. Иногда я говорю ребятам об этом. Иногда о другом, но я уверен, именно эти три слова обозначают очень многое.
— Вы не раз выигрывали Кубок России в роли игрока и тренера. В этом году получится с ЛКС повторить достижение?
— Я даже если бы сейчас тренировал самую сильную команду, то не дал бы прогноз (улыбается). Мы рады, в первую очередь, что привезём к нам в город классную команду Суперлиги на два матча. Понятно, что «Норильский Никель» сейчас очень хорошо укомплектован (ЛКС сыграет с «Норильским Никелем» в 1/4 финала Спортмастер PRO — Кубка России — Прим. Ред.). В нём собрались много классных футболистов. На кону сейчас стоит очень многое. Мы ставим перед собой задачу быть достойными этой игры. Перед каждым матчем у всех команд есть шансы. Всё будет зависеть от того, как тот или иной коллектив сможет их увеличить. Мы сегодня по отношению к «Норникелю» — маленькая команда, но это Кубок. Впереди у нас игры чемпионата. Задача номер один — дать возможность болельщикам переживать за команду. О результатах пока рано говорить.
— Какая финальная задача у команды? Та, после которой вы сможете лично себе сказать: я сделал для клуба то, что хотел?
— Я хочу, чтобы команда показывала такую игру и такой результат, после достижения которого мы бы попали в Суперлигу. Если это произойдёт, то будет выполнена одна из основных задач. Необходимо сделать так, чтобы люди, от которых зависит финансовая часть, даже не задумываясь заявили ЛКС в Суперлигу. Важно построить качественную и хорошую игру, которая будет радовать болельщиков и даст нам возможность попасть в Суперлигу.
Автор: Семён Каргашенцев.