Евгений Куксевич: «О победах по пенальти спорим даже внутри клуба!», ​Главный тренер «Норильского никеля» о предстоящих матчах с «Тюменью», о травмированных и о возможном усилении зимой, PARI-Суперлига по мини-футболу. Официальный сайт

Новость

08.11.2023

Евгений Куксевич: «О победах по пенальти спорим даже внутри клуба!»

08.11.2023

Евгений Куксевич: «О победах по пенальти спорим даже внутри клуба!»

Главный тренер «Норильского никеля» Евгений Куксевич поделился мнением о предстоящих матчах PARI-Суперлиги с «Тюменью», прокомментировал ситуацию с травмированными и рассказал, как хотел бы усилить команду зимой.

 

— Евгений Алексеевич, как вам недавние кубковые встречи с «Водником»?

— Я заметил тенденцию, что на своей площадке команды из Высшей лиги хотят продемонстрировать все умения, а зрители сильно их поддерживают, гонят вперёд. Если хозяевам удаётся сделать несколько подряд хороших действий или тем более забить, то у них появляется двойное вдохновение — всё на площадке начинает получаться. В кубковых играх такое замечено неоднократно. Поэтому сопернику нельзя позволять воодушевиться, подхватить энергетику зала, которая понесёт вперёд. В первой игре с нами случилось именно это.

Но также было замечено, что таким командам сложно собраться на вторые игры: они отдают много энергетических сил, и во втором матче при всём желании уже не могут противостоять более мастеровитому сопернику. Так и получилось: вторую игру мы спокойно, хладнокровно выиграли.

Я бы отметил зал, поддержку болельщиков. Трибуны очень близко к площадке, передают энергетику. Зал компактный, примерно, как в Новосибирске. Вообще мне понравилось отношение зрителей: после игры они аплодировали нам, говорили хорошие слова. Мне даже принесли подарок в виде небольшого именного планшета. Не в каждом городе услышишь слова поддержки от «чужих» зрителей, так что это запомнилось.

 

— В первом матче забил бывший норильчанин Чащин. Чувствовали у него особый настрой?

— Думаю, и такое было. Тем более что Чащин покинул «Норильский никель» именно с моим приходом. У меня был с ним разговор, мне тогда нужно было подбирать команду под себя, и я попрощался с этим человеком. Но это произошло на нормальной ноте. Думаю, у него просто была дополнительная мотивация показать свою состоятельность: он лидер, капитан, ещё при деле. И в первой игре это у него получилось.

 

— Теоретически кто-то из «Водника» мог бы в будущем пригодиться «Никелю»?

— Вы знаете, да. Вот под рукой нет тетрадки, а я туда записал данные пары человек. Особенно эти парни понравились в первой игре, когда они воодушевились, много что получалось: дриблинг, обыгрывали напролом, между ног прокидывали и оббегали игрока… Так что теоретические шансы подняться выше у этих ребят есть.

 

— Впереди матчи с «Тюменью». Нет ли такого чувства — эх, нам бы этого соперника на старте сезона?

— Да нет, надо думать о нюансах в собственной команде. У нас неплохая комплектация, но уровень игроков не совсем одинаковый. Например, кто-то не так давно перешёл из Высшей лиги и только поднялся на новую ступеньку в карьере. Когда у тебя есть комплект из 12 игроков, которые примерно равны по технико-тактическому пониманию, по физическому уровню и в целом по мастерству, то можно распределять между ними игровое время. А когда у части футболистов есть некоторые пробелы в каких-то компонентах, то большая нагрузка приходится на более мастеровитых игроков. И вот у нас с конца сентября пошли подряд серьёзные игры: «Синара», «Газпром», «Ухта»… Начиная с «Газпрома» были серьёзные перелёты. Причём для нас ведь и домашние игры — это дальний перелёт. Потом летали в Югорск: полёт до Ханты-Мансийска, ночной переезд… В итоге получается накопительная нагрузка на лидеров. Она заметна: на вторые игры их не хватает — и по эмоциям, и физически. Мы это уже анализируем.

Я говорю, например, про первую четвёрку: Кудзиев, Алекс, Жулио, Кутузов. Вот сейчас мы разбираемся, как это нивелировать. С той же «Ухтой» получились две разные игры: первый матч провели собранно, очень хорошо, но потом у соперника добавилось трое игроков, а у нас выбыл Алекс — и сразу начались проблемы. Накопительная усталость остальных лидеров привела к совершенно противоположному результату. Вот это самое главное, что мы сейчас должны учитывать. Нужно распределять игровое время и подтягивать всех футболистов к общему уровню.

 

— А какая сейчас ситуация с травмированными — Алексом и всеми остальными?

— Мы взяли на кубковые матчи только девять полевых, причём трое из них были с повреждениями. Данил Давыдов вообще играл на уколах: травма икроножной мышцы ещё даёт спазмы, но он очень хотел помочь, поэтому попросил поставить укол. У Тамирлана Алибекова даёт боль повреждение мышц брюшного пресса, но он отыграл на таблетках. Ещё есть небольшое повреждение нагрузочного характера у Жулио Занотто…

Тот самый накопительный эффект, а график матчей очень плотный. Поэтому мы оставили дома ряд игроков, дали им восстановление, а кому-то — лечение. Это Алекс, Нандо, Саносян, Поваров и Букин — много народу. Надеемся, что сейчас они набрались энергии, подлечились к следующему ноябрьскому этапу с играми через четыре дня на пятый. Все, кроме Романа Букина, готовятся к матчам с «Тюменью».

 

— Данилу Давыдову травма пока мешает полноценно адаптироваться?

— Данилу нужно аккуратно выходить, не форсировать. Один раз мы разрешили ему попробовать провести тренировку с «форсажем», попробовать некоторые движения. У него мышцы быстрые, хорошо работают, но именно из-за этого икроножная снова воспалилась. Кубковые игры стали первыми, чтобы он почувствовал какой-то игровой ритм, начал помаленьку выходить. А укол поставили для перестраховки, чтобы ничего не сидело в голове.

С мастерством Данила всё понятно, он всё демонстрирует на тренировках. Человек с большим опытом, однозначно нам поможет. Сейчас мы постепенно его готовим.

 

— Насколько были удивлены, что «Тюмень» дважды обыграла КПРФ?

— Я в нашем чемпионате вообще ничему не удивляюсь. Всё зависит от подготовки в конкретный момент, от психологического состояния команд. Не бывает постоянно чёрных дней! В той же «Тюмени» собраны хорошие игроки. Подзатянулось на них давление из-за отсутствия результата, вышел Антошкин…

Надо учитывать и то, как сейчас выглядит КПРФ. Сборники недавно слетали во Вьетнам, потом нужно было перестроиться. Плюс потеряли человека, который, можно сказать, был мозговым центром одной из четвёрок. Ещё они ярко играли через столба, а сейчас он только набирает форму после серьёзной травмы. Вот они, нюансы, которые накопились и не дают КПРФ показывать яркий результат. А все же ждут от чемпиона только такой игры — яркой, результативной, без поражений. Но сейчас не надо судить, нужно сохранять хладнокровие.

 

— Как считаете, «Тюмень» уже полностью перестроилась под требования Абышева, вошла в колею?

— Сложно судить. Я с Денисом Петровичем хорошо знаком, но никогда не работал, так что не знаю, какие методики он применяет. Многие ребята друг друга знают, давно варятся в этой кухне. У «Синары» своя кухня, у «Тюмени» — своя… Сейчас они отказались от бразильцев, и идёт перестройка, подтягивают молодых. Ещё нельзя сказать, что эта перестройка полностью завершилась. Вот как раз матчи с нами и следующие игры будут всё показывать. Когда начнётся второй круг, когда все начнут смотреть уже с прицелом на плей-офф, там можно будет делать краткосрочные выводы.

 

— У «Тюмени» шестиматчевая победная серия. Но вы сами называете победами те случаи, когда победили по пенальти?

— Знаете, мы об этом спорим даже внутри клуба. Вот как считать в плане премиальных? Мы мотивируем игроков только победами, но тут победа или ничья? Исход записывается в графу «победы», очков больше, чем за ничью. Так что же, считать победой? Я сам не знаю, как ответить! Так что с премиальными ещё разбираемся.

Но два очка приятнее, чем одно. Эмоциональное состояние при такой победе по пенальти точно лучше, чем раньше при ничьей. Но это верно и для поражения по пенальти: когда мы проиграли «Сиб-Транзиту», то было такое серьёзное разочарование. Об одном набранном очке как-то даже и не думалось.

 

— Если вернуться к проблемам вторых матчей, это ведь больше тревожит с прицелом на плей-офф, не так ли?

— Да, но я бы не сказал — тревожит. Это заставляет проводить анализ: как мы всё делаем, как распределяем игровое время. Надо сохранять эмоциональные и физические силы футболистов на вторые матчи. Над этим и работаем. В идеале надо иметь 14 человек равноценных, но где их таких взять?

 

— То, что игровое время сократили на десять минут, как-то помогает? Или компенсируется повышением интенсивности?

— Стало немного полегче, но я бы все равно отказался от спаренных матчей. Объёма физической нагрузки стало поменьше, но за два дня она все равно даёт серьёзный накопительный характер. В Европе или Америке вы не видите, чтобы играли по две встречи подряд. Да, такое бывает в Лиге чемпионов, но к этому можно дополнительно подготовить команду. А когда у тебя такие матчи через четыре дня на пятый, то мы пока не можем разгрузить игроков или помочь им быстрее восстановиться.

 

— Тем не менее именно вас многие считают фаворитом сезона. Мол, у КПРФ постчемпионская хандра, «Ухте» не хватает опыта, а у вас как раз всё оптимально. Вы на это отвечаете словами про неровность состава?

— Совершенно верно. Когда я только приходил в клуб, то в разговорах с руководством сразу обозначал, что это не работа ради работы, а работа ради того, чтобы мы завоёвывали трофеи. Я сам это обозначил, и для этого нужно было постепенно формировать команду: подбирать футболистов, сплачивать их. На это ушло очень много времени, но за два года мы сумели завоевать первый трофей в виде Кубка России, а теперь планомерно идём в чемпионате: третье место, второе… И все равно я настаиваю в беседах с руководством, чтобы мы продолжали точечно укреплять состав — вот так, как в этом году взяли Даню Давыдова.

Я прошу, условно, ещё одного игрока, чтобы расширить наши варианты ведения игры. Не буду скрывать: речь идёт о столбе. Мы по разным причинам расстались с Габриэлем, и нам нужен игрок такого амплуа, только, возможно, более дисциплинированный, более настроенный на отработку в обороне.

 

— Соответственно, это цель на зимнюю дозаявку?

— Да, ищем такой вариант. У нас очень много мастеровитых игроков, которые могут прекрасно вести игру через столба, создавать комбинации через такого игрока…

 

Беседовал Евгений Кустов.